Правовое регулирование применения БПЛА в сельском хозяйстве. Рынок агродронов и технические предпосылки его развития
Правовое регулирование применения БПЛА в сельском хозяйстве. Рынок агродронов и технические предпосылки его развития
11.08.2022
Руководитель направления Курсы пилотов БПЛА нашего учебного центра Варавин Алексей Сергеевич выступил с докладом на мероприятии «Круглый стол» в городе Краснодар 02 августа 2022 года, который состоялся на базе ФГБНУ «Федеральный научного центра риса». «Круглый стол» был посвящен теме: «Актуальные проблемы и перспективы применения БПЛА в сельском хозяйстве». Подробнее>
Предлагаем ознакомиться с тезисами его доклада.
Предпосылки применения дронов в рисоводческих хозяйствах
Основные проблемы-предпосылки применения дронов в рисоводческих хозяйствах, с которыми приходится сталкиваться при внесении пестицидов:
Труднодоступность/труднопроходимость рисовых чеков для наземной оросительной техники (затопляемость чеков, влажная почва после слива воды, штанга опрыскивателя недостаёт до середины чек).
Большие потери препаратов при обработке авиатехникой (самолет поливает не только чеки, но и дороги, низкая точность внесения).
Площадь обволоки чеков составляет порядка 10% не считая площадей дорог, лесополос и сопутствующей инфраструктуры. Соответственно, увеличивается расход препаратов на весьма заметные суммы вызывая большие финансовые затраты ввиду большого перерасхода препаратов.
Оперативность (применение малой авиации всегда сопряжено с ожиданием прилета техники, работой только в дневное время, не всегда аэродром базирования находиться рядом с полями, частые поломки авиатехники, высокие риски угрозы человеческой жизни).
Применение БПЛА позволят устранить ряд проблем, сопутствующих внесению как сухих, так и жидких удобрений:
Для дрона нет недоступных мест. Он обеспечивает равномерную обработку всего рисового чека, даже в залитом чеке.
Картографирование полей, а также точное выдерживание нормы вылива раствора (дрон не поливает дороги, каналы и т.п.), дрон сокращает потери на столько, что стоимость обработки в расчёте на единицу площади становиться ниже, чем с применением малой сельхоз авиации.
В итоге Рисоводы отмечают значительную экономию финансов из-за отсутствия потерь и высокой точности.
Имея свои дроны, или приглашая исполнителей, рисоводы оперативно реагируют на необходимость внесения пестицидов.
В настоящее время на Российском рынке среди аграриев наибольшую популярность имеет компания DJI, а также набирают популярность беспилотники компании XAG. Я в свою очередь рекомендую Вам делать выбор среди двух этих производителей. Современные модели агродронов позволяют обрабатывать до 10-15 га/ч, максимально автоматизированны, имеют различные грузоподъемности от 10 до 40 кг.
Правовое регулирование применения дронов в сельском хозяйстве
К большому сожалению, развитие рынка беспилотной авиации в России замедляется из-за не совершенства нормативной правовой базы. Я хочу выделить только главные, волнующие многих эксплуатантов аспекты использования БПЛА в России. В воздушном законодательстве РФ беспилотные летательные аппараты разделяют на 2 категории: до 30 кг и свыше 30 кг. Для правомерного использования БПЛА, в том числе сельскохозяйственных, необходимо выполнять ряд требований:
Для БПЛА максимальной взлетной массой менее 30 кг:
разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
полис страхования гражданской ответственности;
свидетельство о постановке на учет беспилотного воздушного судна (БВС).
Для БПЛА максимальной взлетной массой более 30 кг:
свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
полис страхования гражданской ответственности;
сертификат летной годности;
свидетельство внешнего пилота.
Для выполнения авиационных работ, к которым относится обработка полей дронами:
свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
руководство по производству полетов (РПП);
полис страхования гражданской ответственности;
сертификат летной годности;
свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов.
Но как бы сложно все ни казалось, работать с этим можно и нужно. С момента вступления в силу пункта 2.7 ФАП-494 органами Росавиации и контролирующими органами выпущено достаточное количество разъяснений как работать в правовом поле в сложившейся ситуации.
Разъяснения:
Максимально соответствовать существующим требованиям.
Разработать руководство по производству полетов (РПП) в организации.
Получить свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов.
До утверждения типовой программы обучения Внешних пилотов, Росавиация считает что для выполнения требований пункта 2.7. ФАП-494 эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки в организациях имеющих лицензию Минобрнауки России на организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Наш учебный центр готов к сотрудничеству и к оказанию всесторонней поддержки на всех этапах внедрения БПЛА в сельском хозяйстве. Мы готовы делиться опытом и знаниями, а также открыты к более предметному и детальному обсуждению интересующих Вас вопросов.
Задавайте вопросы или делайте предварительную запись на курсы, воспользовавшись формой отправки заявки, и наши специалисты по обучению обязательно Вам перезвонят!
Действующий инструктор-оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом
Опыт работы по направлению БПЛА более 6 лет (4256 часов налета)
Профессиональная переподготовка: Учебный центр профессиональной подготовки ООО "ЦСТ" (ZALA AERO) - по программе "Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом", свидетельство о присвоении квалификации.
Опыт применения БПЛА в различных сферах деятельности: геодезия, картография, сельское хозяйство, охранные организации, ТЭК, Электроэнергетика, МЧС России, Силовые и Военные ведомства РФ.
Опыт применения БПЛА самолетного и мультироторного типа:
Опыт работы с беспилотными летательными аппаратами различных типов.
Опыт работы с различными полезными нагрузками и приборами: видеосъемка, фотосъемка, тепловизионная съемка, газоанализ, ультрафиолет, геодезическое и авиационное оборудование.