09 февраля 2017 года исполнилось 10 лет принятия Федерального закона ФЗ- 16 «О транспортной безопасности». Закон за это период неоднократно изменялся и дополнялся и в настоящее время подготовлены очередные поправки. В работе над поправками приняли различные заинтересованные ведомства, в том числе профессиональное сообщество. Часть изменений затрагивают вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, о них расскажу ниже.
В своем докладе я остановлюсь на тех проблемах, которые на мой взгляд наиболее важны в настоящее время.
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона ФЗ-16 «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
2.Базовые положения законодательства, на которых основываться процесс подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, регламентированы частью 1 статьи 12.1 Федерального закона ФЗ-16«О транспортной безопасности» и статьей 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время приняты:
3. Важно понимать, что:
Но здесь имеет место быть еще одна проблема!
Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам":
- п.8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
- п.10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Слушателями дополнительных профессиональных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.
В реальности в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование и это не только водители, но работники осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры. И тут встает вопрос о том, как быть с этими работниками? По каким программам они должны обучаться?
При этом Приказ Минтранса России № 325 от 03.11.2015, утверждающий Перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, предусматривает необходимость предоставления копии документа о профессиональном образовании аттестуемого лица в целях обеспечения допуска к аттестации лиц.
Предлагаются различные варианты решения этой проблемы:
Исходя из то требований законодательства Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.
Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:
режим обучения;
режим проверки знаний.
Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.
Так, как лицензия выдается на вид деятельности (на ДПО в нашем случае), то на рынке появились организации, которые занимались подготовкой, переподготовкой рабочих специальностей и т.д., у которых отсутствует тренажерная база, преподавательский состав и специалисты в области обеспечения транспортной безопасности. Соответственно не вложив ничего они активно демпингуют на рынке образовательных услуг.
Конечно решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности. Но заказчикам необходимо понимать, что полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ и в случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий (проще говоря денежные средства субъектов на образование сил ОТБ будут потрачены впустую).
Минтранс России и агентства контроль за деятельностью образовательных организаций занимающихся подготовкой сил ОТБ не осуществляют и предлагают воспользоваться следующей нормой «в целях повышения качества подготовки сил ОТБ может осуществляться общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ».
Насколько эта позиция Министерства и агентств верна покажет время и в первую очередь результаты аттестации сил ОТБ.
1. Минтрансу России (согласно части 1 статьи 85.1 Закона об Образовании) все же необходимо разработать профессиональные программы обучения сил ОТБ, иначе система непрерывного образования в области обеспечения транспортной безопасности просто фикция.
2.Необходимо сформулировать и принять профессиональные стандарты для всех категорий сил ОТБ по всем видам транспорта.
3. Включить в Единый квалификационный справочник раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и работников сил обеспечения транспортной безопасности», а также сформулировать в нём конкретные квалификационные требования для всех категорий сил ОТБ.
4. В работе по разработки необходимых документов должны принять участие все заинтересованные организации (субъекты, образовательные организации, профессиональные сообщества).
Аттестация, в соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального закона №16-ФЗ, является строго обязательной.
В настоящее время приняты:
Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, Минтрансом России приняты приказы:
Процедура аттестации сил ОТБ должна была начаться в августе 2015 года, а фактически в настоящее время начаты «робкие» шаги. Немного статистики по состоянию на 20 марта 2017 года:
1. На воздушном транспорте аттестовано ответственных за ОТБ лиц:
- в субъекте-13;
- на объекте-23;
- иных -50.
2. В ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» из 63 997 работников аттестовано всего 49 человек;
3. В ФГУП «УВО Минтранса Росси» из 19 884 работников аттестовано всего 55 человек.
Фактически аттестация на сегодняшний день еле - еле проводиться только по 1,2 и 8 категориям, а по остальным 5(пяти) минимально.
Основная проблема заключается в отсутствии (ранее существующие были отозваны) утвержденных методик проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта (исключение - Росморречфлот).
Главная причина в том, что в Минтрансе России и агентствах отсутствуют профильные специалисты, а также нет денежных средств на заказ НИРов по разработке методик, а чем нужно было позаботиться заблаговременно. Сейчас предпринимаются попытки обобщить имеющиеся методики, для выработки «некой» общей методики с последующей ее спецификацией по видам транспорта.
Как следствие аттестация в полном объеме не ведется, а соответственно не проводится аккредитация сил ОТБ. По этой же причине возникают трудности при аккредитации аттестующих организаций, которые реально могут разгрузить органы аттестации по проведению аттестации сил ОТБ. Несмотря на это Ространснадзор и органы прокуратуры выписывают предписания субъектам транспортной инфраструктуры за нарушения требований ФЗ-16.
Следующий проблема: есть ли необходимость проверок личностных (психофизиологических) качеств всех 5(пяти) категорий работников в части выявления признаков девиантного поведения (это реально удорожало процесс аттестации). На наш взгляд такие проверки целесообразно проводить работникам, которые наделены правом ношения и применения служебного оружия и спецсредств, а у остальных работников достаточно выявлять их профессиональную пригодность (опять встает вопрос по квалификационным требованиям, обозначенный ранее).
Субъектам транспортной инфраструктуры необходимо понимать, что процесс аттестации требует значительного вложения денежных средств и лучше проводить его поэтапно по разработанному плану, уделяя внимание качественной подготовке работников, без которой им аттестацию не пройти.
Нами прорабатывается порядок(механизм) осуществления выездной аттестации (ввиду удаленности объектов транспортной инфраструктуры от центров аттестации и минимизации расходов организаций) и Минтранс нас в этом поддерживает.
Ассоциацией «Транспортная безопасность» в Минтранс России были внесены следующие предложения:
В своих учебных центрах мы обучаем данные категории работников по разным программам повышения квалификации и это себя оправдывает, ввиду различия их должностного функционала.
Ассоциация «Транспортная безопасность» выражает готовность стать интеграционной площадкой для организации системного взаимодействия в вопросах гармонизации подходов к выработке основ государственной политики, нормативно-правового регулирования и стандартизации в области обеспечения транспортной безопасности.
________________________________________
Заместитель Председателя Правления Ассоциации «Транспортная безопасность»
Абдульманов Азат Фасхутдинович
Станислав
20.04.2017 | 14:16
В своей статье Азат Фасхутдинович Абдульманов четко и аргументировано выделил насущные проблемы процессов подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем, мы считаем необходимым высказать определенные комментарии относительно ряда утверждений, приведенных в статье.
Начнем с комментариев обозначенных автором проблем по вопросам организации и проведения подготовки сил ОТБ.
1. Действительно, присутствует определенная недостаточность нормативно-правовой проработки вопроса подготовки сил ОТБ. Поэтому, при отсутствии раздела по квалификационным требованиям всех категорий сил ОТБ в Едином квалификационном справочнике; отсутствии разработанных и утвержденных профессиональных стандартов; отсутствии программ по профессиональной переподготовке; не столь высоком уровне разработанных Типовых программ подготовки, утверждённым приказом Минтранса РФ от 08.09.2014 г. №243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности".
Выходом из сложившегося положения, на наш взгляд, может послужить ключевое направление, котором движутся все профессиональные сообщества в России – создание и развитие системы профессиональных квалификаций (Указ Президента Российской Федерации № 249 от 16 апреля 2014 г. «О Национальном Совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»).
Следует не забывать, что транспортная сфера является стратегической для страны, поэтому тем более должны использоваться прогрессивные подходы для ее развития, в частности, путем разработки и утверждения профессиональных стандартов. В этом мы поддерживаем точку зрения автора статьи. При этом, становится неясно, как из поля зрения профессионального сообщества ускользнул тот факт, что в 2016 году Федеральным агентством железнодорожного транспорта, был выложен конкурс на проведение научно-исследовательской работы по разработке профессиональных стандартов для всех категорий сил обеспечения транспортной безопасности. Компания «Бюджет-21» подготовила проекты профессиональных стандартов. Результаты этого кропотливого труда можно уже сегодня утвердить для железнодорожного транспорта и метрополитена, и при необходимости актуализировать для сил ОТБ на других видах транспорта.
2. В статье указывается на нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, в части отсутствия учебно-тренажерной базы. Со своей стороны, мы хотели бы отметить, что на сегодняшний день различными специализированными учебными центрами (УВО Минтранса, Аэромаш-АБ, ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II" и т.д.) накоплен большой опыт использования интерактивных тренажеров, разработанных нашей компанией.
Если в цифрах, то только в УВО Минтранса в 2016-2017 году более 10 000 человек прошли обучение с использованием внедренных компанией «Бюджет-21» тренажеров на базе ДИОС (Дистанционная интерактивная обучающая система). ДИОС представляет собой интегральный комплекс более 60 видов различных 3D-тренажеров и симуляторов, что позволяет в условиях подготовки работников различных категорий СОТБ всех видов транспорта моделировать различные штатные и внештатные ситуации их профессиональной деятельности, эффективно развивая соответствующие профессиональные компетенции.
Основные модули имеют элементы геймификации, которая на сегодняшний день активно используется в образовательной сфере. За счет реальных данных и точных копий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обучаемый вовлекается в процесс и это создает дополнительную сильную мотивацию к изучению предложенных компетенций. Все 3D модели разрабатываются по технической документации с учетом мельчайших деталей и в полном соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта №212 от 31.07.2014г. "Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности".
Таким образом образовательные организации имеют возможность без привлечения значительных ресурсов на закупку реальных установок и систем и их обслуживание, проводить тренажерную подготовку в соответствии с требованиями значительно снизив издержки и как следствие стоимость обучения. Прокомментируем затронутые автором вопросы аттестации сил ОТБ. Утверждается, что на сегодняшний день отсутствуют (ранее существующие были отозваны) утвержденные методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта.
1. Однако, следует отметить, что Федеральным агентством железнодорожного транспорта была проведена НИР «Исследование и научное обоснование подходов к определению критериев оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц сил обеспечения транспортной безопасности, а также определение (корректировка) данных критериев с учетом специфики и опыта практической деятельности сил обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитена». Результатом подобной научно-исследовательской работы стала разработка и последующее утверждение методики проведения данной проверки. Исследовательскую работу провели совместно компании «Лаборатория инновационных технологий «РЕСУРСXXI» и «Бюджет-21».
2. Что касается приведенных цифр по количеству аттестованных специалистов сил ОТБ надо понимать, что ситуацию в любой момент можно изменить в сторону улучшения, т.к. на рынке представлен ряд эффективных продуктов, позволяющих решить большинство проблем. В первую очередь это модуль проверки личностных психофизиологических качеств на базе платформы дистанционный интерактивный аттестационный комплекс (ИАК). Данный модуль позволяет не только автоматизировано собрать результаты на основе утвержденных методик, но и что важнее автоматически расшифровать эти результаты и выдать готовое заключение.
Ну и конечно же сам дистанционный Интерактивный Аттестационный Комплекс, многократно представленный в рамках тематических форумов и выставок. Уже сегодня он позволяет в кратчайшие сроки не только проводит все необходимые проверки в целях аттестации, но и при участии модуля ГРАДУЛА проводить сбор и обработку персональных данных, в том числе формируя запросы в необходимые ведомства. Важное преимущество, использование данных комплексов возможно аттестующими организациями как глобально в масштабах всей страны, так и локально, для проведения аттестации в удаленных уголках и прямо на рабочих местах сотрудников. Благодаря использованию облачных технологий реализована возможность дистанционного проведения проверки в целях аттестации сил ОТБ.
Таким образом уже сегодня мы имеем возможность применяя указанные высокотехнологичные и эффективные решения, наконец вместо робких попыток в полной мере начать процесс подготовки и аттестации специалистов, призванных обеспечивать транспортную безопасность.
Касательно законодательства, на котором основывается процесс обучения и аттестации сил ОТБ, хотелось бы высказать свою точку зрения: В соответствии с п.8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О Транспортной безопасности», работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Здесь следовало бы остановиться на вопросе, какие же работы непосредственно связаны с ОТБ. А они перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 05.11.2009г. №1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности».
К таким работам относятся:
Хотелось бы отметить, что нормативными документами о транспортной безопасности косвенно определен перечень сил обеспечения транспортной безопасности, которые соответствуют 8 категориям, в соответствии с Приказом Минтранса №243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности".
Так вот, в перечисленном перечне работ силы обеспечения транспортной безопасности относятся только к некоторым пунктам, т.е. представляют собой работников ОТИ и ТС и подразделений транспортной безопасности.
Аккредитацией специализированных организаций занимаются компетентные органы в области ОТБ, т.е. федеральные агентства по видам транспорта.
Оценкой уязвимости занимаются специализированные организации, аккредитованные на проведение таких оценок.
Категорирование ОТИ и ТС возложено на компетентные органы в области ОТБ по видам транспорта.
Осуществление надзора и контроля в области ОТБ входит в функции Ространснадзора и транспортной прокуратуры.
С одной стороны, вроде как аттестацию СОТБ должны проходить силы обеспечения транспортной безопасности (т.е. 8 категорий). Но с другой стороны, остальные из перечисленных выше категорий лиц не являются силами обеспечения транспортной безопасности. Но верховенство Федерального закона требует, чтобы они прошли подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (п.8 ч.1. ст. 12 ФЗ-16).
Проанализировав вышесказанное, мы должны прийти к выводу, что аттестацию СОТБ должны проходить помимо работников субъектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности:
Свирин Станислав. Руководитель Управления коммуникаций, аналитики и стратегического развития ООО НПЦ «Бюджет-21»
Источник: Журнал "Транспортная безопасность и технологии" http://transport.securitymedia.ru
Заполните форму, и мы перезвоним Вам.
Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности